ГЛАВНОЕ МЕНЮ

ИСТОРИЯ ВИНДСЕРФИНГА И ЭВОЛЮЦИЯ ПАРУСОВ

1.ИСТОРИЯ ВИНДСЕРФИНГА

 
На этом сайте истории различных видов спорта мне всегда хотелось уделить достойное внимание. Вот дошли руки и до истории виндсерфинга. Как и с другими разделами по истории тоже хочется сделать что-то, отличающееся по содержанию от других сайтов. Обычно вся история (любая) это даты, даты.... это всегда. Постараюсь излагать по-другому - минимум дат, максимум видео и картинок. Начнем.


История виндсерфинга неразрывно связана с именем Ньюмана Дарби, думаю многие из Вас видели архивные фото. Если хотите узнать больше - приглашаю на сайт Darby Electronic Museum Музей Виндсерфинга Ньюмана Дарби

Вот картинка нарисованная Дарби собственноручно:
Сохранились архивные кинокадры как он крутит фристайл на такой неуклюжей штуке. Судя по каринке он назвал конструкцию DARBY SAILBOARD и устанавливал на свою доску Kite Sail, поэтому достаточно спорный вопрос, что это - парусная доска или доска для кайтинга, поскольку слово кайт на рисунке имеет место.
 




Авторское видео самого Дарби здесь

Существует мнение, что вот эта штука которую сделал Дарби НЕ ВИНДСЕРФИНГ (об этом подробнее тут).

Я собираюсь рассказать историю виндсерфинга не с самого начала (Чилверс, Дарби, Швейцер, Дрейк), а с того периода, когда конструкция обрела близкие нам очертания. Про этих людей и их роль в изобретении виндсерфинга - вот архивное видео. Кстати у этого фильма есть еще часть2, часть 3







В 1970-х и 1980-х годах, виндсерфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к дивизиону I (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к дивизиону II (Lechner). Доска Lechner A-390 фото имела длину 390см и парус 6,7кв.м. Фото, видео

"Лехнер (класс Дивизион-2 ) отличается от Виндгляйдера самой концепцией проекта. Можно сказать, что это - миниатюрная яхточка идеальная для условий гонок по олимпийской треугольной дистанции. Объем корпуса, имеющего длину 3,90 м и ширину 0,66 м, составляет примерно 330 куб. дециметров, что почти на 100 дм больше, чем у "Виндгляйдера". Минимальная "толщина" доски в средней части - 220 мм, а нос, поднимающийся над ватерлинией, выглядит, как у настоящего швертбота. Днище по всей длине имеет изогнуто-килеватые обводы, заостренные к форштевню. Благодаря этому "Лехнер" хорошо лавирует против волны, а при скорости ветра всего 5 м/с начинает глиссировать. Примечательно, что при весе яхтсмена около 75 кг скула располагается над водой и сначала доска производит впечатление валкой, особенно на попутном курсе. Но это окупается меньшей смоченной поверхностью на ходу.

Доска снабжена перемещающимся по длине степсом мачты и убирающимся в колодец поворотным швертом; кормовой плавник также может перемещаться по длине в пределах до 700 мм от транца. Все это позволяет лучше настроить лодку на условия гонок и индивидуальные особенности гонщика. Вес пустотелого корпуса - 18 кг; для обеспечения плавучести в случае повреждения обшивки внутри закреплены небольшие блоки пенопласта.

В отличие от "Виндгляйдера", имевшего гибкую мачту, "Лехнер" снабжается жесткой алюминиевой мачтой и более жестким парусом, что позволяет эффективнее лавировать в свежий ветер. На палубе предусмотрены два ножных ремня. Доски для участников Олимпийской регаты в Пусане поставит австрийская фирма "Лехнер борд Лимитед" в Зальцбурге." источник http://www.windseekers.ru/history/lehner.htm

"В 1988... 1993гг. в СССР проводились гонки в национальном классе "Лехнер", который копировал олимпийский "Lechner A390" народными средствами, с преобладанием самодельной мат. части. В 2011г., через 19 лет от его последней олимпийской регаты и 18 лет от последнего чемпионата России, у Лехнера А390 в РФ много ценителей.
Основные отличия этого "Лехнера" от условной среднестатистической парусной доски:
лёгкий и чрезвычайно приятный ход в лавировку (особенно при ветрах от тихого до умеренного);
обычная когда-то для "второго Дивизиона", а ныне диковинная внешность (круглое, точнее, радиально-килеватое днище; напоминающий о килевых яхтах 1930х годов объёмный штевневый нос; огромная высота корпуса 0,22м; обрезной транец);
наличие требующих ежегодного ухода частей (шторки швертового колодца, погон степса);
валкость;
медленное и тяжёлое глиссирование;
осложняющие хранение вне яхт-клубов, перевозку, постройку большие размеры;
некоторая, вполне преодолимая, сложность выполнения старта из воды из-за большой высоты корпуса;
мокрость на бейдевинде (форштевень ложкоообразный, из-под него при ветрах от умеренного и сильней плещет много брызг);
склонность к смыванию ног волной на бейдевинде (нет бейдевиндовых ножных ремней);
совершенная всепогодность, сочетание хороших ходкости и чувствительности в тихую погоду со спокойнейшим поведением корпуса, устойчивейшим ходом на полных курсах в сколь угодно сильный ветер (сам никогда не взлетает, рулится в сторону крена);
эффективная и совсем не намного усложнённая система настройки, позволяющая реализовать эту всепогодность на воде полностью без опускания паруса в воду, в значительной мере даже без остановки и делающая виндсёрфер удобным для гонок с одним-единственным парусом;
особенности валкости, позволяющие её быстро и вполне освоить гонщику средних способностей и придающие фантастические удобство с приятностью "ведению на ребре";
удивительно радующая всхожесть на волну;
меньшая, изумительно низкая зависимость гоночных возможностей от веса рулевого (при оптимальной массе 70кг для паруса 6,5 кв.м. 82килограммовым экипажам интересно гоняться с 64килограммовыми и в тихий ветер, и в сильный)! 

Фирмой было выпущено несколько моделей доски Lechner объемом 285-350л.

(источник http://race.smtp.ru/leventik.htm#lechner)

"Советский лехнер"

  http://race.smtp.ru/summer.htm:   "Ну вы расхвалили эти парусные брёвна... Если они впрямь и всепогодные, и разного веса экипажам подходящие, и сильно приятные, и вообще прекрасные, то отчего на них гоняться перестали, почто о них забыли, зачем их в своё время на свалки повыносили?"
  Главные причины во внешних обстоятельствах. Сначала про "советский лехнер".
  Дело в особенностях тогдашнего российского гоночного сообщества.
  Во-первых, когда советский лехнер был национальным классом, в 1988...1993 годах, среди гоняющихся досочников преобладали две своеобразные группы: бюджетные спортсмены и энтузиасты-самодельщики.
  Для бюджетных спортсменов всё решал официальный статус класса с причастностью к борьбе за медали да звания и, как следствие, возможность заниматься парусом за счёт яхт-клуба. Им указали гоняться в следующем олимпийском классе, и амба.
  А энтузиасты-самодельщики погнались за новизной технических решений и новизной ощущений.
  Прослойка же консервативных гонщиков-любителей, то есть таких гонщиков, кто сам развивает и бережёт любимый класс и одновременно таких любителей, кто всерьёз увлечён гонками, а не катанием, была слишком тонка. Неоткуда им было взяться, консервативным и в то же время активным гонщикам-любителям среди российских досочников. Десятилетия государственной опёки спорта отшибли у многих желание самим развивать свой гоночный обычай; бурный технический прогресс виндсёрфинга обусловил присоединение огромных масс людей увлекающихся, находчивых, открытых новым идеям, но не отягощённых багажом парусной культуры, опытом других классов яхт.
  Во-вторых, этот бурный прогресс виндсёрфинга сам по себе крепко давил на психику парусника.
  Каким бы ни был здравомыслящим гонщик, всё одно жутко интересно было попробовать, как оно легче глиссирует, да как оно даже прыгать может! Абсолютные новинки валились на спортсмена, как из рога изобилия: то круглые парусные доски с восхитительным ходом в слабый ветер, то плоские острокормые виндсёрферы с захватывающе высокой скоростью и потрясающей управляемостью на глиссировании; то полностью убирающийся шверт и степс на погоне; наконец, невероятно устойчивые паруса со сквозными латами и "Лехнер A390", первая круглая доска с необыкновенно лёгким ходом по слабому ветру и прекрасной стабильностью при ветрах посильнее... И это всего за 10 лет!
  Так хотелось верить, что новое во всём лучше! Даже если б осторожные и мудрые досочники тогда осознали недостатки очередного модного класса, разве могли они в 1992, 1993 году предвидеть, что эти изъяны столь значительны и за 18 лет не будут изжиты?
  Нужны были годы, чтоб пришло понимание: проскочили! Этот корпус, который был всего лишь корпусом "государственной бюджетной официальной олимпийской доски" и "новейшим крутейшим, самым навороченным, со всеми понтами" в ряду временщиков меж "Виндгляйдером" и "Мистраль монотипом", наиболее достоин стать технической основой долгоживущего любительского класса
  А что "Lechner A390" в остальном мире? Похоже, эта модель корпуса недостаточно проявила себя из-за политики её производителя.
  Массового гонщика не устроил такой продукционный класс, с навязыванием не самых удачных вооружений (паруса 6,5 кв.м., на каких гонялись на олимпиаде-1988, оказались недолговечны, паруса 7,3 кв.м., на каких гонялись на олимпиаде-1992, оказались неустойчивы и тяжёлы в управлении), с высокой ценой (как-никак олимпийская доска), с лишними ограничениями на замену и ремонт разных частей.
  В свободном классе "Дивизион 2" "Lechner A390" сначала был хорош для сильных ветров: среди круглых досок есть такие, что до 3м/с уходят от "Lechner A390", как от стоячего. Но эти прекрасные в лёгкий ветер лодки после 5 м/с безнадёжно проигрывают, "вставая на дыбы" на полных курсах. Это общая беда свободных классов: в них одни яхты для одних условий, другие суда для других условий, и побеждает не сильнейший спортсмен, а попавшая в "свои" обстоятельства лодка.
  Не удивительно, что "Дивизион 2" захирел в целом, и вместе с ним каждая модель в отдельности. Так судьба "Lechner A390" наглядно показывает пороки обеих крайностей: и свободных классов, и самых строгих монотипов.
  Кроме внешних, общественно-политических, причин, на популярности "лехнера" сказались и его собственные недостатки. Да, есть недостатки.
  Это валкость: продолжение таких достоинств, как устойчивость на глиссировании, выравнивание шансов экипажей разного веса, лёгкость и приятность хода в бейдевинд. Искушённые спортсмены эту валкость одолевают запросто, а начинающих и ленивых она озадачивает. Можно горевать по этому поводу, а можно радоваться вызову. Один наш знакомый говорит: "Пока хожу на 12 кв.м. парусе, я не старый". Может, разумнее доказать себе свою молодость освоением валкой лодки.
  Если в остойчивости "лехнер" уступает большинству яхт, другие его недостатки совсем относительные: в этих отношениях он лучше множества популярных и достойных судов.
  Кому-то кажутся большими размеры и масса: опять продолжение достоинств, выравнивания шансов экипажей разного веса, лёгкости и приятности хода в лёгкий ветер. Большие в сравнении с чем? Да, с другими олимпийскими досками, но не с "Лазером", "Микро", "Драконом", "Хоби кэтом"... и огромнымо числом других популярных яхт. Он, "лехнер", маленький и лёгкий!
  Кто-то ругает сложность обслуживания: швертовый колодец протирается, погон степса изнашивается. Сложность в сравнении с чем? Рядом с объёмом регулярных судовых работ с любым "крейсером" это простота благословенная!
  Кому-то не по душе тяжёлое и медленное глиссирование. И уступая в этом, например, доскам последовавших за ним олимпийских классов, он глиссирует очень приятно и куда легче "420", "Европы", "Звёздного" и... несть им числа.
  Опять же, только со временем и с опытом стало ясно: на фоне исключительных преимуществ этого корпуса его недочёты просто мелочь.
  В 1988г. журнал "Катера и Яхты" написал про олимпийский класс "Лехнер": "...это - миниатюрная яхточка, идеальная для условий гонок по олимпийской треугольной дистанции".
  И это оказалось верно и верно по сей день. "Олимпийский треугольный" маршрут 1980х годов может, и устарел, а корпус "лехнера" для самых интересных из некрейсерских гонок остаётся, вероятно, лучшим.

кино http://yacht-skipper.ru/ru/media/video/viewvideo/119/teoriya/parusnyj-sport-novye-klassy-v-olimpijskoj-programme-lexner.html

Новое - хорошо забытое старое. Уже казалось бы забытая водоизмещающая геометрия возвращается снова и снова, вот пример - AHD Concept Tactic Sailboard


еще видео 

Вот подробнее про эту доску + еще фото http://www.gssport.ru/shop/ahd-tactik а вот на сайте производителя http://www.ahd-boards.com/models/tactik-sailboard

и вот еще http://www.windsurfraceboard.blogspot.com/2012/03/exocet-d2-review-by-tinho.html

Как ходит такая доска - видео http://youtu.be/hmIoJkiwQRw


и еще видео на посильнеее ветер http://youtu.be/HbbJWaTH5Mo

Что рассказал производитель доски http://exocet-original.com/rs-d2-elite.php

как происходит отбор http://www.boardseekermag.com/special_features/olymic_board_2/olympic_board2.htm

И  вот 1982 год - похоже?


Это я отвлекся.Продолжим про историю.
" И наконец, доски-тандемы с 2-мя и более парусами, относились к дивизиону III. Короткие доски без шверта назывались Funboard.



Поначалу парус был просто треугольным и не имел лат или только несколько маленьких по задней шкаторине. На полных курсах он был очень "пузат" и хорошо работал. Это была конструкция, которая позволила изобрести ПЕРВЫЙ ФРИСТАЙЛ И ВЕЙВ 80-х на видео смотреть.



Но отсутствие лат имело больше недостатков, чем преимуществ, поэтому в конструкции паруса появились латы. 




 
Было бы интересно почитать требования и правила классов, насчет наличия лат на парусе.
Постепенно количество лат увеличивалось.



Начала изменяться и форма доски. История вейва и рекордов скорости на видео.



Количество пленки в парусе увеличивалось, количество ткани соответственно уменьшалось.



Думаю, производители вначале с некоторой осторожностью относились к пленке, да и сами пленки в те времена еще не достигали такой прочности, как сегодня.




Поэтому стремление сделать парус из небольших деталей и усилить стыки тканью достаточно понятно.




эволюция паруса - наглядно




Идея использовать камбера пришла из парусов, которыми оснащались Hobbie Cat (парусный катамаран) с начала 1970 годов. Но лишь в 1983 году дизайнер парусов Росс Харрингтон впервые оснастил свои паруса камберами.


Патенты http://www.wikipatents.com/US-Patent-5423276/camber-control-sail-system




 
Камбер устанавливался внутри паруса между мачтой и латами





Правильная регулировка камбера уменьшает нагрузку на латы.
Видео - сборка и регулировка камберного паруса http://www.ezzy.com/rig-support/ezzy-basic-sail-design-theory/


Камбера позволили улучшить форму паруса






Изменение геометрии досок
источник http://www.boardseekermag.com/special_features/equipment/windsurfing-board-evolution-039.html




Screamer  2007     259 66 104л   Screamer  1997 277 56 103л



Изменение технологии производства.



Еще об изменении геометрии досок и парусов http://hitthewave.wordpress.com/2011/05/02/windsurfing-brochures-ads-80s-90s/

Патенты
см. http://www.chelextreme.ru/2008/03/24/izobretenija-i-innovacii-v-vindserfinge.html

"Разве можно представить современный виндсерфинг без трапеции,петель для ног, лат на парусах, трапец шкотов и т.д.? Без всех этих девайсов,виндсерфинг превращается если не в издеваьельство, то по меньшей мере в бесполезную трату времени. Поэтому отдадим должное людям, придумавшим все то,чем мы сейчас не задумываясь пользуемся и перечислим конкретные имена изобретателей, даты и конечно же сами изобретения:

1964 Newman Darby (Основавший позднее компанию "Darby Industries") - запатентовал концепцию "boardsailing", когда человек, стоящий на доске приводится в движение за счет тяги паруса, который удерживается руками. Также придумал универсальный шарнир, который позволял парусу крутиться вокруг доски. (первый прототип шарнира был изготовлен из отрезка шланга :-).
1967 Jim Drake (сейчас ведущий конструктор в Starboard) -запатентовал устройство для управления парусом "гик".
Начало 1970 The Hawaiians (Windsurfing Hawaii) - испытали доску для виндсерфинга без шверта
1975 Pat Love, Mike Horgan (Windsurfing Hawaii) - запатентовали конструкцию убирающегося шверта.
1975 Pat Love, Mike Horgan (Windsurfing Hawaii)придумали прозрачные окна в парусах.
1975The Hawaiians (Windsurfing Hawaii) - придумали "падсы" (volcano pads).
1976Pat Love, Ken Kleid, Larry Stanely (Windsurfing Hawaii) - придумали трапецию



1976 Mike Horgan (Windsurfing Hawaii) - придумал растягивающияся стартшкот, который удобно прилегал к мачте и не мешал спортсмену.
1976 Dennis Davidson, Pat Love (Windsurfing Hawaii) - придумали трапец шкоты (до этого трапеция цеплялась непосредственно за гик)
1977 Pat Love, Larry Stanely (Windsurfing Hawaii) - придумали регулируемые трапец шкоты
1977Larry Stanely (Windsurfing Hawaii) - придумал петли для ног(footstraps).
1977Pat Love, Larry Stanely, Mike Horgan (Windsurfing Hawaii) - разработали концепцию парусов дляwave"high clew sails" - с высоким углом подъема нижней шкаторины.
1979 Barry Spainer, Jeff Bourne (Maui Sails) - разработали концепцию для парусов, т.н. "higher aspect sails" - паруса изменяющие свою эффективную площадь, в зависимости от силы набивки по мачте или гику.
1979 Larry Stanely, Ken Winner (Windsurfing Hawaii, Pro-windsurfer) - разработали конструкцию регулируемого по длине гика
1979 Mike Horgan (Windsurfing Hawaii) - разработал удобную конструкцию крюка для трапеции.конец
70-х Pat Love (Windsurfing Hawaii) - применил в конструкции парусов для виндсерфинга латы.

1980 Larry Stanely, Mike Horgan (Windsurfing Hawaii) - придумал регулируемый мастбэйс.
1980 Ken Winner (Pro-windsurfer) - разработал конструкцию регулируемого мачт-погона.
1981 Graham Allen - разработал концепцию изогнутого плавника дляwave "cutaway fin".
1981 Barry Spainer, Larry Stanely (Windsurfing Hawaii, Maui Sails) - Сконструировали комбинированную трапецию.
1982 Barry Spainer, Jeff Bourne (Maui Sails, Neil Pryde) -применили в конструкции парусов армированный карбоновым волокном материал.
1984 Barry Spainer - (Maui Sails, Neil Pryde) - Разработали конструкцию передней оковки гика, которая защелкивается вокруг мачты



1984 Barry Spainer Jeff Bourne (Maui Sails, Neil Pryde) - Разработали концепцию "Rotating Asymmetric Foil" (безкамберный парус, который перещелкивается при маневрах и принимает нужную форму.
1984 Jeff Magnan, Thomas Nishimura, Jeff Belvedere (Gaastra) -разработали конструкцию парусов с применением камберов

1985 Larry Tuttle (Finworks) - придумал универсальный колодец для плавника.
1985 Peter Quigley, Nevin Sayre (Fiberspar) - применили в изготовлении мачт углеволокно (карбон).
1986 Peter Quigley, Nevin Sayre (Fiberspar) применили в изготовлении гиков углеволокно (карбон).
1988 Peter Brockhaus (F2) sail materials: применили в конструкции парусов для виндсерфинга полиэтиленовую пленку
конец 1980 Ken Winner (Pro-windsurfer) придумал "flapper" -экран, который крепится к корме доски, для снижения риска спинаута (в основном использовался на досках с широкой кормой)




конец 1990 Ken Winner, Dave Johnson (Pro-windsurfer, Norht Sports) разработали концепцию доски для новичков "windglider"
конец 1990 John Parton, Ian Piktairn (Pro Tech) разработали сэндвичевую технологию для изготовления досок. Если присмотреться внимательно, то мы увидим, что большинство из наиболее значимых изобретений было придумано в одной фирме - Windsurfing Hawaii


Wind Legends DVD (in English)
Фильм  http://www.originalwindsurfer.com/mm5/merchant.mvc?Screen=PROD&Store_Code=OW&Product_Code=WLE&Category_Code=DVD



Трейлер http://youtu.be/Nt5R93UYVxk
http://youtu.be/-zi9X_Zdtyk