МЕНЮ
Главное меню
Кайты
Обучение
Начинающему  
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Про учебник
Методика
Ошибки
Упражнения
Травматизм?
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Про учебник
Методика
Ваш уровень?
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&??????
Учебники
Методика
Программа
Профи-уровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео учебн.
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок

Словарь англ.яз. инструкторa Часть 1      Словарь англ.яз. инструктора Часть 2 
Методика на английском, лыжи
       Методика на английском сноуборд
Экзамены на курсах инструкторов
   Экзамен по технике    Экзамен по теории     Экзамен по методике обучения
Преподавательский состав на курсах
    Примерное расписание занятий на курсах
История горнолыжных техник и методик обучения в разных странах
История развития конструкции сноуборда и техники катания на нем

Курсы инструкторов по горным лыжам и сноуборду

Экзамены инструктора на курсах.

На сайт часто приходят вопросы, какие экзамены сдают инструктора на курсах или при приеме на работу и как проходит экзамен. Расскажу о том, как это происходит в различных организациях, которые занимаются подготовкой инструкторов в России, всего таких организаций 4. При написании страницы использованы материалы с их сайтов и мое практическое участие (сам сдавал тоже).
Какие обычно нужно сдать экзамены?
Теорию
Методику обучения
Практику (демонстрация техники катания)
Здесь будут приведены соответствующие требования, читайте, разбирайтесь. Подробно и отдельно о каждом экзамене рассказано здесь:
 Экзамен инструктора по практике (технике катания)    Экзамен инструктора по теории     Экзамен инструктора по методике обучения
А также можно почитать впечатления и рассказ участника курсов о сдаче экзаменов http://ruski.eu/2010/03/blog-post.html

Экзамены инструктора в разных союзах инструкторов

Экзамены SNOWPRO на начальный уровень инструктора 2006 год

(до поворота на параллельных лыжах и до сопряженных поворотов на сноуборде)  включают в себя:
Экзамен по демонстрации основных упражнений (на склоне)
Лыжи
===
Косой спуск (траверс)
Косое соскальзывание
Поворот плугом
Поворот из упора - [поворот соскальзывание]. Описание вышеприведенных упражнений можно прочитать на сайте СНОУПРО.
Гирлянда - соскальзывание из упора
Простейший поворот с разгрузкой разгибанием
Торможение соскальзыванием
"J"-поворот
Гирлянда с разгрузкой сгибанием
Простейший поворот с разгрузкой сгибанием
Упражнение "резаный плуг"

Сноуборд
===
Скольжение на одной ноге (самокат)
J- повороты
Прямой спуск с прыжками
Падающий лист
Прямое соскальзывание
Гирлянда скруглённых соскальзываний
Сопряженные повороты среднего радиуса. Описание вышеприведенных упражнений можно прочитать на сайте СНОУПРО.

===

Экзамен по методике преподавания (на склоне, занятия с группой).

Экзамен по выявлению ошибок (2 контрольные работа на склоне).

Письменные контрольные по описанию основных элементов техники(2).

Письменный экзамен по теории.

SNOWPRO: Письменный экзамен по теории.
За стол по одному человеку рассаживаются абитуриенты.
Каждые 2 минуты 15 сек зачитывается вопрос.
Вы можете ознакомиться с вопросами к экзамену по ссылке http://snowpro.ru/docs/q2e.pdf
Вопросы по следующим темам:
Основы физического воспитания и спортивной тренировки
Физиологические основы занятий зимним горным спортом
Правила ФИС - соревнования, безопасность
Горнолыжная техника, биомеханика
Методика обучения, прикладная педагогика, тренировка
Спортивный инвентарь и снаряжение
Опасности в горах, лавинная опасность
Обеспечение безопасности и первая доврачебная помощь
Работа горнолыжного центра и его инфраструктура
Центры зимнего отдыха - отели, трассы, канатные дороги, функции ПСС
Правово-экономические аспекты работы инструктора
История горнолыжного спорта, история развития сноуборда
Горнолыжные и сноубордические школы мира. Организации, объединяющие инструкторов

Абитуриент его записывает и письменно отвечает.

Всего зачитывается 30 вопросов.
(Здесь ниже представлены 30 из 500 вопросов)

Пример вопросов:
Вопросы к экзамену 20 секунд на запись вопроса, 120 на вопрос.
1 Остановка и Вынужденная остановка на трассе по правилам FIS.
2 Какой процесс характерен, для образования снега в облаках.Что при этом происходит?
3 Что такое гребень горного рельефа?
4 Правила прохождения лавинного склона.
5 Перечислите основное индивидуальное лавинно-спасательное оборудование и последовательность его применения.
6•СНОУБОРД: Основные ошибки при выполнении упражнения "J-поворот“
•ГОРНЫЕ ЛЫЖИ:Элементарные навыки горнолыжника. Перечислите.
7•СНОУБОРД:Перечислите упражнения первого класса по мере их усложнения
•ГОРНЫЕ ЛЫЖИ: Какие Вы знаете упражнения в прямом спуске?
8 Теория основной ошибки.
9 Условия сохранения и Потери равновесия, применительно к горным лыжам и сноубордингу.
10 Создание начального угла руления применительно к карвингу и поворотам с проскальзыванием.
11 Общий план обучения отдельно взятому приёму.
12 Назовите три основных канала восприятия.
13 Критический угол закантовки, какой и почему? В чем разница в состоянии покоя и при движении?
14 Виртуальный бугор. Способы его преодоления?
15 Какие российские инструкторские организации вы знаете? Когда появилось SNOWPRO
16 Что такое ENSA?
17 Как назывался первый сноуборд и почему?
18 Откуда пришла идея кататься на сноуборде в пайпе?
19 Кто ввёл в горнолыжную технику поворот на параллельных лыжах? Какой способ постановки трассы носит его имя?
20 С чьим именем связано продвижение горных лыж в России. Опишите первые соревнования в Москве.
21 Признаки внутреннего кровотечения
22 Признаки шока. Что делать для предотвращения его развития?
23•ГОРНЫЕ ЛЫЖИ: Опишите конструкцию горных лыж типа «кэп»
•СНОУБОРД: Что такое бампер на сноуборде?
24• ГОРНЫЕ ЛЫЖИ:Какой дополнительный элемент в системе лыжа-крепление-ботинок отвечает за сохранение естественной гибкости лыжи
•СНОУБОРД:Недостатки креплений STEP IN и CLICKER
25 Какие документы нужны для работы инструктором?
26 Как подготавливаются (уплотняются) трассы в Европе для спортивных соревнований.
27 Перечислите характеристики физиологических высотных зон в высокогорье.
28 Какие занятия в межсезонье рекомендуются для тренировки карвинговой техники.
29 Правила пересечения ворот по FIS.
30• ГОРНЫЕ ЛЫЖИ:Что такое соскальзывание? Опишите типы.
•СНОУБОРД: Назначение упражнения прямой спуск с прыжками?

Экзамены УЦФГССР (разные категории подготовки инструкторов)

Теоретический блок:

1. Обучение детей.
Анатомо-физиологические и психологические особенности. Классификация детского возраста. Комплектация детских групп. Принципы обучения. Особенности методики обучения. Проблемы при обучении.

2. Безопасность.
10 правил ФИС. Правила пользования КД. Классификация горнолыжных трасс.

3.Техника выполнения приемов.
Горные лыжи: Понятие стойки горнолыжника. Стойка прямого и косого спусков. Упоровая техника. Типы соскальзываний. Простейшие повороты на параллельных лыжах. Скользящий поворот на параллельных лыжах. Комбинированный поворот. Резанный поворот.
Сноуборд: Стойка: основная направленная стойка, основная центральная стойка. Определение опорной, "ведущей" ноги (регуляр, гуфи, свитч). J – Поворот (поворот «front side», поворот «backside»). Типы соскальзываний. Виды разгрузки. Скользящий поворот. Комбинированный поворот. Резаный поворот.

4. Первая помощь.
Предвидение опасности, избегание опасности и адекватные действия при ЧП. Виды помощи и место оказания. Первая медицинская помощь. Доврачебная медицинская помощь. Первая врачебная медицинская помощь. Квалифицированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Определение первой медицинской помощи и сроки оказания. Первые действия оказывающего помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Тактика проведения реанимации. Признаки эффективной реанимации. Признаки биологической смерти. Техника реанимационных мероприятий. Алгоритм оказания помощи при клинической смерти. Алгоритм оказания помощи при черепно-мозговой травме. Кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Способы остановки. Техника наложения жгута или закрутки. Переломы. Открытые и закрытые переломы. Алгоритм оказания помощи при переломах. Раны. Профилактика травматического шока. Содержание поясной сумки инструктора.

5. История.
Сондре Норхейм 1825-1997 – отец горнолыжного спорта. Изобретение телемарка. Изобретение христиании и первые соревнования в 1879 г. в Гусби. Лилиенфельдская техника лыж М. Здарски (1896г.) Арлбергская школа Ганса Шнейдера в начале 20 века. Техника Т. Зеелоса 30-е годы «параллельный мах» (чистая Христиания) – ротационный поворот. Поворот «руада» Эмиля Алле. Французская техника. Австрийская школа С. Крукенхаузера в послевоенные годы. Легкая Христиания – французская школа 60-х годов. Техника 70-80-х годов (жимовый поворот, авальман, коньковый поворот). Техника «диагонального поворота» конца 80-х годов. Карвинговая техника с конца 90-х годов. История сноубординга.

6. Биомеханика горнолыжного спорта.
Центр масс. Внешние и внутренние силы, воздействующие на горнолыжника (сноубордиста) - трения, тяготения, центробежная, центростремительная, сила реакции опоры (склона), давления и т.д.

7. Инвентарь и оборудование.
Подбор инвентаря. Классификация. Назначение. Подготовка лыж, сноуборда.

8. Педагогика, психология и методика.

Цели (задачи) обучения
Безопасность катания на горных лыжах. Эффективность. Ситуация успеха (радость, удовлетворение обучаемых). Эстетичность (красивое катание).

Методы обучения горнолыжной технике
I и II класс - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный;
III класс - эвристический, исследовательский

Принципы и основные дидактические правила обучения
Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип сознательности, самостоятельности и активности. Принцип наглядности. Принцип систематичности. Принцип последовательности. Принцип преемственности. Принцип прочности. Принцип связи теории с практикой. Принципы доступности обучения: «от известного к неизвестному»; «от простого к сложному»; «от легкого к трудному»; «от главного к второстепенному»; «от общего к частному». Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Технология обучения
Полная управляемость учебным процессом. Проектирование учебного процесса. Воспроизводимость обучающего цикла.

Средства обучения
Материальные (технические) средства обучения (ТСО): тренажеры, батут, роликовые коньки, маркеры трасс, древки и т. п. Идеальные (умственные) – речь, письмо, схемы, графики и т.п.

Методы стимулирования (побуждения)
Соревнования. Поощрения. Наказания.

Оценка результатов обучения
Контроль как педагогическая диагностика. Формы контроля – экспертный и объективный. Методы контроля: устный, письменный, тестовый, практический. Оценка знаний и навыков: знаком, применяет, овладел и т.д.

Особенности комплектования учебных групп
В зависимости от возраста, пола, уровня физической и технической подготовленности.

Структура (план) занятий
Подготовительная часть (разминка) 10-15% времени. Согревающие упражнения. Растяжка.
Основная часть – 80-85% времени. Упражнения на координацию и равновесие. Изучение нового элемента. Повторение пройденного материала.
Заключительная часть – 5% времени. Свободное катание. Заминка.

Этапы изучения нового элемента техники
Название нового элемента. Краткая характеристика и описание биомеханики движения. Демонстрация в конечном виде. Подводящие упражнения. Отработка движения в целом. Исправление ошибок (корректирующие упражнения). Совершенствование техники выполнения приема.
Исправление ошибок. Принцип позитивной педагогики.
Этический кодекс тренера (инструктора). Психологические аспекты общения с клиентами (техники общения). Дистанции общения. Профилактика конфликтных ситуаций.

9. Снег, его формы и лавины.
Формы снега и его метаморфизмы. Понятие о лавинной опасности. Признаки ранее сходивших лавин. Классификация лавин. Поражающие факторы лавин. Европейская шкала лавинной опасности. Правила поведения на лавиноопасном склоне. Действия группы при попадании участника в лавину.

10. Факторы высокогорья.
Малогорье - до 400 м. Низкогорье - от 400 до 1000 м. Среднегорье - от 1000 до 2000м.
Высокогорье - более 2000 м.
Пониженное парциальное давление во вдыхаемом воздухе. Понятие о горной болезни.
Сроки акклиматизации. Профилактика.
Пониженное барометрическое давление. Симптомы расстройств.
Повышенная инсоляция. Способы профилактики.
Воздействия пониженной температуры. Профилактика.
Ветровое воздействие.
Объективные опасности в горах. Субъективные опасности в горах.
Статистика травм.

Методический блок:

А) проведение занятия на снегу.

Темы занятий - горные лыжи:

1. Вводное занятие
Подбор инвентаря. Лыжи. Лыжные палки. Ботинки. Регулировка креплений. Одежда, очки, перчатки. Способы переноски лыж.
Упражнения на равновесие на месте. Повороты на месте веером (вокруг носков, пяток лыж и центра ботинок). Скользящие шаги на месте. Попеременный ход и одновременный ход с опорой на палки. Приставные шаги. Коньковый ход. Разворот «махом». Подъем вверх по склону. Умение падать и вставать. Помощь инструктора при падениях.

2. Прямой спуск
Склон пологий (3-5o) с выкатом.
Описание стойки прямого спуска. Демонстрация. Первые спуски с остановкой на выкате. Упражнения на продольное (полуприсед в движении, наклоны, подпрыгивания и т.д.) и боковое равновесие (наклоны, подъем пяток лыж, скользящие шаги, переступания во время движения, спуск по диагонали и т.д.) в прямом спуске. Корректирование ошибок. Переступание к склону.

3. Движение в плуге (в упоре), торможение и остановка плугом

Склон пологий (5-7o).
Контроль скорости и остановка.
Отработка положения плуга на ровном месте (переступанием, прыжком, раздвиганием пяток лыж). Скольжение в плуге. Широкий, узкий плуг. Прямой спуск, скольжение в плуге. Торможение плугом до полной остановки. Плуг по диагонали.

4. Поворот плугом
Склон пологий (4-6o).
Простейший поворот, дающий возможность изменять направление спуска.
Описание поворота. Демонстрация сопряженных поворотов плугом. Подводящие упражнения (Поворот с линии падения склона, поворот через линию падения склона. Исполнение полного поворота в обе стороны. Сопряженные повороты плугом на трассе слалома.) Корректировка ошибок (упражнения: давить руками на внешнее колено, приподнимать пятку внутренней лыжи, в паре - копирование инструктора и т.д.).

5. Косой спуск (траверс)
Склон средней крутизны (10-12o).
Вариант безопасного спуска и способ пересечения широких склонов.
Описание стойки косого спуска. Демонстрация косого спуска с маховым разворотом в обе стороны. Отработка стойки на месте. Косой спуск и анализ следа. Корректирующие упражнения (поворот верхней руки вниз по склону, смена траектории переступанием вверх, поднимать пятку верхней лыжи и т.д.).

6. Соскальзывания

Объяснение, демонстрация и отработка бокового соскальзывания в основной стойке. Объяснение, демонстрация и отработка косого соскальзывания. Объяснение, демонстрация и отработка скругленного соскальзывания. Серия скругленных соскальзываний различного радиуса.

7. Поворот из упора
Склон средней крутизны (10-12o).
Объяснение и демонстрация поворота из упора в режиме резаного ведения. Подводящие упражнения (Из положения плуга в пологом траверсе во время движения придвинуть верхнюю лыжу параллельно нижней и закончить в стойке косого спуска; то же из крутого траверса; то же с линии ската. Одиночный поворот.) Исполнение элемента в общем виде. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка скользящих сопряженных поворотов из упора.

8. Простейшие повороты на параллельных лыжах

Склон пологий (5-7o) с выкатом.
Объяснение, демонстрация и отработка скользящих поворотов. Коррекция ошибок. Объяснение, демонстрация и отработка простейшего поворота на параллельных лыжах. Подготовительные упражнения (поворот к склону со сменой стартовой позиции, «гирлянда», одиночный поворот, сопряженные повороты). Укол палкой. Коррекция ошибок. Отлогий резаный поворот. (Вспомогательные упражнения: спуск с палками под задней частью бедер, с кулаком между коленями, имитация стойки скоростного спуска и т.д.).

9. Скользящие повороты на параллельных лыжах

Определение, характеристика скользящих поворотов. Подводящие упражнения. Исполнение в общем виде. Совершенствование техники скользящих поворотов большого и среднего радиуса на склонах разной крутизны и переменном рельефе.

10. Резаный (карвинговый) поворот

Определение, описание, демонстрация карвингового поворота. Подготовительные упражнения. Резаный поворот большого радиуса на пологом склоне. Коррекция ошибок. Резаный поворот среднего радиуса на пологом склоне. Совершенствование техники исполнения.

11. Обучение детей
Подвижные игры и соревновательные методы проведения разминки. Применение дополнительного оборудования и инвентаря для обучения детей и оформления склона. Модификация «взрослых» упражнений в «детские». Нюансы «детской» методики обучения.

Темы занятий - сноуборд:

Критерии проведения занятия
  • Выбор склона;
  • Соблюдение техники безопасности;
  • Владение группой;
  • Знание методического ряда;
  • Знание корректирующих упражнений;
  • Знание подводящих упражнений;
  • Демонстрационная техника приема;
  • Умение выявлять ошибку.
В) анализ ошибок ученика.
  • «Тест выявление ошибки»
  • «Тест анализ техники»

Технический блок:

Технические приемы (горные лыжи):
  • элементарные приемы
  • прямой спуск с серией упражнений
  • торможение плугом
  • поворот плугом
  • косой спуск
  • соскальзывание-торможение
  • поворот из упора скользящий, резаный
  • серия соскальзываний
  • простейший поворот на параллельных лыжах
  • скользящий поворот среднего и малого радиуса с уколом палкой
  • отлогий резаный поворот
  • комбинированный поворот разного радиуса
  • резаный поворот большого, среднего и малого радиуса с уколом палкой
  • прохождение трассы
  • фристайл
Технические приемы (сноуборд):
  • элементарные приемы
  • прямое скольжение на пологом спуске
  • прямые соскальзывания
  • косые соскальзывания
  • «падающий лист» - элементарные скругленные соскальзывания
  • траверс простой
  • гирлянда косых соскальзываний
  • J – поворот (фронтсайд, бэксайд)
  • J – гирлянда – скругленные соскальзывания
  • траверс с активной разгрузкой (с подскоком)
  • скользящий поворот большого, среднего, малого радиуса
  • комбинированный поворот разного радиуса
  • резаный поворот большого, среднего, малого радиуса
  • прохождение трассы
  • фристайл, джиббинг

Требования к владению методикой обучения (по категориям)

без катег.
третья
вторая
Первая (высшая)
Управление группой и безопасность применяет овладел овладел овладел
Способность  к лидерству - знаком применяет овладел
Лидирование в группе знаком применяет овладел овладел
Постановка целей и стратегия обучения   - знаком применяет овладел
Структура практических занятий - знаком применяет овладел
Структура урока и его построение знаком применяет применяет овладел
Установление целей урока знаком применяет применяет овладел
Планирование уроков знаком применяет овладел овладел
Представление урока знаком применяет овладел овладел
Проведение урока знаком применяет овладел овладел
Динамика урока знаком применяет овладел овладел
Анализ ошибок знаком применяет овладел овладел
Обучающие стили - знаком применяет овладел
Общение и контакт с учениками знаком применяет овладел овладел
Обзор и анализ техники катания на лыжах - знаком применяет овладел