МЕНЮ
Главное меню
Кайты
Обучение
Начинающему  
Учебники
Методика
Ссылки
Трюки
История кайта
Обзор по СПб
Первый бумс!
Сноуборд
Обучение
Начинающему
Про учебник
Методика
Ошибки
Упражнения
Травматизм?
Книги и DVD
Ссылки
Инструкторам
Горные лыжи
Обучение
Начинающему
Для детей
Про учебник
Методика
Ваш уровень?
Ссылки
Трюки
Книги и DVD
Инструкторам
Виндсерфинг
Что это?
Обучение
Начинающему
Ветер&??????
Учебники
Методика
Программа
Профи-уровни
Энциклопедия
Споты мира
Видео учебн.
Клубы
Трюки
Погода СПб
Обзор по СПб
Доски ССТ
Паруса ССТ
Ремонт досок
Справочник инструктора по горным лыжам и сноуборду
Словарь англ.яз. инструкторa Часть 1     Словарь англ.яз. инструктора Часть 2 
Методика на английском, лыжи
      Методика на английском сноуборд
Экзамены на курсах инструкторов    Экзамен по технике
   Экзамен по теории    Экзамен по методике обучения
Преподавательский состав на курсах
   Примерное расписание занятий на курсах
История горнолыжных техник и методик обучения в разных странах
История развития конструкции сноуборда и техники катания на нем

Курсы инструкторов.Лекции на курсах инструкторов.Темы к экзаменам.

ТЕОРИЯ.Программа обучения инструктора по сноуборду и горным лыжам НЛИ

(примерные темы лекций при подготовке инструктора начального уровня)

            Темы лекций, которые читаются  во время школ по подготовке инструкторов. Тезисное описание содержания.
1. Снег
Формы снега: 1) игольчатая 2) кристаллическая 3) плоская (снежные хлопья) 4) крупа 5) результаты накопления осадков
Свежий снег: 1) Порошковый снег 2) Мокрый 3) Сухой 4) Крупа 5) Изморозь 6) Иней 7) Град
Старый снег:1) Фирн (куб, шар) 2) Корка 3) Надув 4) Уплотненный 5) Подвижный 6) Искусственный снег
Лавины
Движения снега: 1) оседание 2) натяжение 3) сползание 4) лавина
Виды лавин: 1)мягкая доска 2) жесткая доска 3) нарастающая ( вторичная ) 4)весенняя
Отличия лавин:
1) по отрыву доски из одной точки, с одной линии
2) по характеру формирования по спуску до земли ,по остатку первичной части
3) по влажности сухая (скорость – 280км\ч ) ,мокрая ( 70 км\ч)
4) по следу сплошная ,по желобу
Действия в лавиноопасном районе: 1) определение толщины снежного покрова 2) погода 3) склон
Действия в лавиноопасном районе:
1) передвижение по одному  2) действия с рюкзаком и палками  3) визуальный контроль группы
Действия в лавине: 1) освобождение от вещей 2) всплывание 3) дыхание
Помощь в лавине:
1) запоминание точки исчезновения  2) остановка и прослушивание   3) использование подручных материалов         4) время как фактор выживания
2. Методика обучения.
Основные принципы обучения :
1) от известного к неизвестному
2) от общих моментов к деталям
3) от простого к сложному
4) последовательность обучения
5) систематичность занятий
6) объяснение и исправление основных ошибок
7) разнообразный подбор упражнений
8) разминка перед началом занятия
9) двухстороннее выполнение упражнений
10) динамичность обучения
11) постепенное увеличение скорости поворотов
Обязанности инструктора:
1) проверка снаряжения учеников перед началом урока
2) выбор подходящего склона для занятия
3) обучение пользованием подъемником
4) выбор темпа обучения, соответствующий ученикам
5) подбор ритма поворотов
6) контроль правильной постановки лыж
7) использование слаломных древок для обучения
8) определение формы организации группы
9) простота и доступность объяснения
10) корректное исправление ошибок
11) использование подводящих упражнений
12) правильная демонстрация
13) использование визуальных пособий
14) эмоциональная поддержка в группе
15) повышение уровня катания учеников
16) ознакомление учеников с правилами поведения в горах
17) индивидуальный подход.
Основные ошибки учеников :
1) скованность движений 2) размашистые движения 3) задняя стойка 4) наклон в сторону поворота 5) внешняя нога прямая 6) вращение корпуса и многие другие.
Этапы обучения:
1) разучивание
2) закрепление элементов, связок элементов и общая координация рук, ног, туловища
3) совершенствование техники
Методы обучения:
Словесные методы                 Наглядные методы
1) объяснение                          1) показ упражнений
2) подсчет (ритм )                   2) наглядные пособия
3) указания
4) команды
5) оценка беседы
Практический метод
1) многократное выполнение изучаемого движения
3. Первая медицинская помощь.
1) Пострадавший на склоне 2) Вывихи, ушибы, растяжение связок. 3) Перелом (открытый, закрытый ) 4) Солнечный удар 5) Обморожение 6) Обморок 7) Травматический шок 8) Потеря сознания и остановка дыхания 9) Транспортировка пострадавшего
4.1. История горных лыж
1) Первые спуски с гор
2) Норвежская школа (1840 г.)
3) Австрийская школа (1896 г) . Матиас Здарский.
4) Альбергская школа (1924-1938 гг.)
5) Ротационная школа (Австрия и Франция ). Тони Зейлос.
6) Австрийская антиротационная школа. Стефан Крухтенхаузер.
7) Жан-Клод Килли . S-повороты.
8) Революция в экипировке
9) Лидеры горных лыж.
4.2.История сноуборда
1) создание снерфа, Шерман Поппен, форма, особенности строения.
2) Том Симс.
3) первые соревнования в США.
4) появление креплений, название «сноуборд». Джейк (Карпентер) Бертон.
5) появление хайбека, интегрирование канта в корпус доски – фирма Elite Snowboards.
6) появление бокового выреза и весового прогиба – «Avalanche Snowboards», Крис Сандерс.
7) появление хавпайпа и трамплинов, Терри Кидвел – идеолог Фристайла.
8) первый Чемпионат Европы, первый Чемпионат Мира, создание ISA- международной федерации сноубординга.
9) Австрийские ротационная и антиротационная школы катания.
10) Специализации.
5. Педагогика
Способы проведения занятий: 1) авторитарный 2) кооперативный
Педагогические качества инструктора:
1) корректность и дружелюбие
2) одежда
3) профессиональность, уровень катания, страсть к спускам
4) умение поддерживать дисциплину в группе
5) обоснованная требовательность инструктора
6) умение оказывать первую медицинскую помощь
7) умение поддерживать радостную и непринужденную обстановку
8) умение динамично вести занятия
9) умение ровно относиться к ученикам, не выделять «любимчиков».
10) умение не злоупотреблять горнолыжной терминологией
11) повышение квалификации
6. Экипировка
Лыжи
1) Эволюция лыж.
2) Строение лыж ( «сэндвич», торсионная коробка, «монокок» )
3) Функциональные возможности лыжи:
А.скорость В. поворотливость С. способность сохранять направление.
4) Механические свойства лыжи:
а) упругость в) виброустойчивость б) гибкость г) скручиваемость
Платформа 1) виды платформ 2) функции платформы
Крепления 1) виды креплений 2) функции креплений 3) эволюция креплений
Ботинки 1) виды ботинок 2) строение ботинка
Палки 1) строение палки 2) виде палок 3) функции
Одежда 1) горнолыжный костюм 2) очки 3) перчатки
Сноуборд
1) Строение сноуборда (кэп, сендвич), углы наклона боковых стенок строение сердечника, применение карбона и кевлара, формы бокового выреза.
3) Функциональные возможности сноуборда
4) Механические свойства сноуборда
Виды креплений
Виды ботинок
7. Занятия с детьми
Обязанности инструктора:
1) обеспечение безопасности детей
2) объяснение на понятном детям языке
3) проверка перед занятием одежды, лыж, палок
4) обеспечение безопасности остановки с детской группой
5) проверка количества детей
6) распределение детей по местам в группе
7) контроль скорости
8) выбор склона, подходящего ученикам
9) не кататься по неподготовленным склонам
10) оказать первую помощь, вызвать спасателей
11) спуск пострадавшего (только спасатели)
12) обозначение места встречи с родителями
13) использование игровых форм обучения
Распределение детей по группам
1)по возрасту
2) по уровню подготовленности.
Игры и упражнения – плод фантазии инструктора.
8. Биомеханика
Внешние силы:
1) Гравитационная 2) Сила трения 3) Сила сопротивления воздуха 4) Центростремительная и центробежная силы 5) Сила инерции
Фазы поворота:
1) Подготовительная (разгрузка лыжи) 2) Начало поворота (загрузка лыжи ) 3) Ведение лыжи в повороте
Распределение веса:
1) на носок 2) на пятку 3) на центр
Увеличение давления на лыжи:
1)вес на одну лыжу 2)толчок 3)вертикальная работа 4)уменьшение радиуса в конце поворота
Движения необходимые для поворота:
1) мышечное давление стопой 2) эксцентричное давление пяток 3) контрвращение 4) вращение
9. Безопасность в горах
1) причины травм на склоне
2) травмы вне склона
3) безопасность на уроке:
А. Проверка снаряжения В. подбор упражнений и требований С. выбор склона D. контроль времени
4) склоны (синие, красные, черные)
10 правил ФИС:
1) Лыжник не должен мешать другим лыжникам
2) Лыжник должен кататься с такой скоростью и таким стилем, который соответствует склону, погоде, его возможностям
3) Лыжник, который едет сверху, должен контролировать свои действия так, чтобы не повредить едущим снизу
4) Обгон осуществлять на безопасном расстоянии для всех лыжников
5) При выходе на склон необходимо смотреть по сторонам
6) Не останавливаться в узких, плохо просматриваемых участках
7) Если лыжник поднимается наверх пешком – это можно делать только сбоку. Не подниматься в туман
8) Лыжник должен соблюдать знаки и указатели
9) Лыжник должен оказывать первую помощь
10) Если вы стали свидетелем несчастного случая, дайте показания
10. Карвинг
1) Что такое карвинг
2) Что дает карвинг
3) Особенности строения карвинговой лыжи
4) Изменения в технике
5) Новые методики обучения
6) Для кого предназначен карвинг

 В 2007 г на курсах по сноуборду категория С лекций было 9 и карвинг не входил в программу лекций.

Обучение в УЦФГССР (разные категории) Теоретический блок.Темы и содержание лекций

1. Обучение детей.
Анатомо-физиологические и психологические особенности. Классификация детского возраста. Комплектация детских групп. Принципы обучения. Особенности методики обучения. Проблемы при обучении.

2. Безопасность.
10 правил ФИС. Правила пользования Канатными Дорогами. Классификация горнолыжных трасс.

3.Техника выполнения приемов.
Горные лыжи: Понятие стойки горнолыжника. Стойка прямого и косого спусков. Упоровая техника. Типы соскальзываний. Простейшие повороты на параллельных лыжах. Скользящий поворот на параллельных лыжах. Комбинированный поворот. Резанный поворот.
Сноуборд: Стойка: основная направленная стойка, основная центральная стойка. Определение опорной, "ведущей" ноги (регуляр, гуфи, свитч). J – Поворот (поворот «front side», поворот «backside»). Типы соскальзываний. Виды разгрузки. Скользящий поворот. Комбинированный поворот. Резанный поворот.

4. Первая помощь.
Предвидение опасности, избегание опасности и адекватные действия при ЧП. Виды помощи и место оказания. Первая медицинская помощь. Доврачебная медицинская помощь. Первая врачебная медицинская помощь. Квалифицированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь. Определение первой медицинской помощи и сроки оказания. Первые действия оказывающего помощь. Понятие о клинической смерти. Признаки клинической смерти. Тактика проведения реанимации. Признаки эффективной реанимации. Признаки биологической смерти. Техника реанимационных мероприятий. Алгоритм оказания помощи при клинической смерти. Алгоритм оказания помощи при черепно-мозговой травме. Кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Способы остановки. Техника наложения жгута или закрутки. Переломы. Открытые и закрытые переломы. Алгоритм оказания помощи при переломах. Раны. Профилактика травматического шока. Содержание поясной сумки инструктора.

5. История.
Сондре Норхейм 1825-1997 – отец горнолыжного спорта. Изобретение телемарка. Изобретение христиании и первые соревнования в 18979 г. в Гусби. Лилиенфельдская техника лыж М. Здарски (1896г.) Арлбергская школа Ганса Шнейдера в начале 20 века. Техника Т. Зеелоса 30-е годы «параллельный мах» (чистая Христиания) – ротационный поворот. Поворот «руада» Эмиля Алле. Французская техника. Австрийская школа С. Крукенхаузера в послевоенные годы. Легкая Христиания – французская школа 60-х годов. Техника 70-80-х годов (жимовый поворот, авальман, коньковый поворот). Техника «диагонального поворота» конца 80-х годов. Карвинговая техника с конца 90-х годов. История сноубординга.

6. Биомеханика горнолыжного спорта.
Центр масс. Внешние и внутренние силы, воздействующие на горнолыжника (сноубордиста) - трения, тяготения, центробежная, центростремительная, сила реакции опоры (склона), давления и т.д.

7. Инвентарь и оборудование.
Подбор инвентаря. Классификация. Назначение. Подготовка лыж, сноуборда.

8. Педагогика, психология и методика.

Цели (задачи) обучения
Безопасность катания на горных лыжах. Эффективность. Ситуация успеха (радость, удовлетворение обучаемых). Эстетичность (красивое катание).

Методы обучения горнолыжной технике
I и II класс - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный;
III класс - эвристический, исследовательский

Принципы и основные дидактические правила обучения
Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип сознательности самостоятельности и активности. Принцип наглядности. Принцип систематичности. Принцип последовательности. Принцип преемственности. Принцип прочности. Принцип связи теории с практикой. Принципы доступности обучения: «от известного к неизвестному»; «от простого к сложному»; «от легкого к трудному»; «от главного к второстепенному»; «от общего к частному». Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Технология обучения
Полная управляемость учебным процессом. Проектирование учебного процесса. Воспроизводимость обучающего цикла.

Средства обучения
Материальные (технические) средства обучения ТСО: тренажеры, батут, бом, роликовые коньки, маркеры трасс, древки и т. П. Идеальные (умственные) – речь, письмо, схемы, графики и т.п.

Методы стимулирования (побуждения)
Соревнования. Поощрения. Наказания.

Оценка результатов обучения
Контроль как педагогическая диагностика. Формы контроля – экспертный и объективный. Методы контроля: устный, письменный, тестовый, практический. Оценка знаний и навыков: знаком, применяет, овладел и т.д.

Особенности комплектования учебных групп
В зависимости от возраста, пола, уровня физической и технической подготовленности.

Структура (план) занятий
Подготовительная часть (разминка) 10-15% времени. Согревающие упражнения. Растяжка.
Основная часть – 80-85% времени. Упражнения на координацию и равновесие. Изучение нового элемента. Повторение пройденного материала.
Заключительная часть – 5% времени. Свободное катание. Заминка.

Этапы изучения нового элемента техники
Название нового элемента. Краткая характеристика и описание биомеханики движения. Демонстрация в конечном виде. Подводящие упражнения. Отработка движения в целом. Исправление ошибок (корректирующие упражнения). Совершенствование техники выполнения приема.
Исправление ошибок. Принцип позитивной педагогики.
Этический кодекс тренера (инструктора). Психологические аспекты общения с клиентами (техники общения). Дистанции общения. Профилактика конфликтных ситуаций.

9. Снег, его формы и лавины.
Формы снега и его метаморфизмы. Понятие о лавинной опасности. Признаки ранее сходивших лавин. Классификация лавин. Поражающие факторы лавин. Европейская шкала лавинной опасности. Правила поведения на лавиноопасном склоне. Действия группы при попадании участника в лавину.

10. Факторы высокогорья.
Малогорье - до 400 м. Низкогорье - от 400 до 1000 м. Среднегорье - от 1000 до 2000м.
Высокогорье - более 2000 м.
Пониженное парциальное давление во вдыхаемом воздухе. Понятие о горной болезни.
Сроки акклиматизации. Профилактика.
Пониженное барометрическое давление. Симптомы расстройств.
Повышенная инсоляция. Способы профилактики.
Воздействия пониженной температуры. Профилактика.
Ветровое воздействие.
Объективные опасности в горах. Субъективные опасности в горах.
Статистика травм

Школа инструкторов SNOWPRO. Лекции Кировск 2008.

        Расписание лекций. 
v 08 04 2008     Кировск 2008
        1ый класс обучения 2ой класс обучения
1 13 апреля воскресенье 19-00 Программа школы. Организационные вопросы.
20-00 Безопасность на курорте. 10 правил FIS. Анализ техники во втором классе, горные лыжи
21-00    
       
2 14 апреля понедельник 18-00 Первый класс обучения, сноуборд
19-00      
20-00 Первый класс обучения, горные лыжи
21-00      
3 15 апреля вторник 18-00 Горный рельеф, ледники,основные понятия и определения. Ориентация в горах, определение крутизны склона
19-00 Осадки. Снег. Классификация, структура, свойства, метаморфизм Лавины, дополнительная лекция.
20-00 Безопасность при катании вне трасс. Лавинная безопасность. Фрирайд, места, люди, правила проведения соревнований
21-00    
4 16 апреля среда 18-00 контрольная по 1-му классу
19-00 Правовые и экономические аспекты работы инструктором  
19-00      
20-00 История инструкторских организаций России  
21-00 Подготовка инструкторов в других странах. Школы, история.  
5 17 апреля четверг 18-00 Первая помощь при травмах, первичная реанимация Техника резаного поворота
19-00 методика обучения карвингу, горные лыжи
20-00    
21-00    
6 18 апреля пятница 18-00 Горнолыжный тренажер Skytec Interactive
19-00     Техника коротких сопряженных поворотов. (Лекции читаются параллельно для каждого вида)
20-00 Экватор
21-00
7 19 апреля суббота 18-00 Принципы механики в горных лыжах и сноубординге.
19-00 ОФП. Спортивная тренировка. Хватка кантов, поворот и торможение, угол руления. Вертикальные движения.
20-00 Основы физиологии. Адаптация. Акклиматизация.  
21-00      
8 20 апреля воскресенье 18-00 Сноубордическое снаряжение Разворот лыжи, доски. Закантовка, боковое равновесие. Фазы поворотов, классификация поворотов.
19-00 Одежда и аксессуары. Уход за снаряжением.
20-00 Горнолыжное снаряжение. Контроль взаимодействия со снегом, давление в передне-заднем направлении.
21-00      
9 21 апреля понедельник 18-00 Безопасность курортов Техника коротких тормозящих поворотов. Методика преподавания.
19-00 Обустройство центров зимнего отдыха в горах. Инфраструктура. Сноупарки, скипарки. Техника и тактика катания вне трасс, целина, лес, бугры.
20-00     (горные лыжи)
21-00      
10 22 апреля вторник 18-00 Ответы на вопросы по первому классу, об экзаменах, о зачетах)
19-00 Еще раз о первом классе (альтернативные подходы)
20-00 "Ошибок НЕ бывает" ( О методах работы над техникой)
21-00  
11 23 апреля среда 18-00   контрольная по 2-му классу
18-30 Правила проведения соревнований по хафпайпу, биг-эйру. Организации FIS, ISF, TTR, ведущие райдеры. Методика обучения началам фристайла. Флэт-фристайл.
20-00
21-00 Обзорная лекция по горнолыжным курортам
12 24 апреля четверг 10-00 . 2-ой класс на склоне
18-00 Педагогические основы обучения горным лыжам и сноуборду.
19-00 Психологические аспекты преподавания горных лыж и сноуборда.
20-00 "Как получать удовольствие при работе с детьми"
13 25 апреля пятница   1-ый класс на склоне
19-00 История развития сноуборда. Школы, Спорт, Снаряжение   Правила проведения соревнований. Слалом, слалом-гигант, ски-кросс. Принципы прохождения трассы.
20-00 История развития горных лыж. Школы, Спорт, Снаряжение   Правила проведения соревнований. Слалом, слалом-гигант, Бордер-кросс. Принципы прохождения трассы.
21-00      
14 26 апреля суббота 10-00 экзамен
12-30 пересдача на склоне
  Пересдать можно только двойки и тройки, всего не более 3 зачетов для горнолыжников и 2 зачетов для сноубордистов. Пересдать можно только двойки и тройки, всего не более 2 зачетов.
18-00 проверка экзамена
15 27 апреля воскресенье 10-00 пересдача на склоне
  отъезд

Используются технологии uCoz